АНО "ДОМ"
Коррекция умственной отсталости в Романово

Умственная отсталость

Под умственной отсталостью (олигофренией) подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого происходит снижение познавательной деятельности и мыслительных способностей человека
При умственной отсталости психика ребенка развивается иначе, освоение навыков сильно замедляется, личностные качества такого малыша, а впоследствии и взрослого, значимо отличаются от возрастной нормы. При умственной отсталости серьезные отклонения наблюдаются в интеллекте, памяти, внимании, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.
Перечислим основные особенности детей с интеллектуальным отставанием:
  1. Низкая познавательная активность: ребенок мало интересуется окружающими предметами, взаимодействие с игрушками однообразное, свойства окружающих объектов осваиваются медленно, обучение новому происходит с огромным трудом.
  2. Плохо развита моторика, как крупная, так и мелкая. Ребенок неловок, часто падает, нередко возникают трудности с освоением самоката и велосипеда, ручная деятельность вызывает затруднения.
  3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, заикания, невозможность построения предложений, бедный словарный запас, нарушения лексико-грамматического строя языка и так далее. Некоторые люди с тяжелой степенью умственной отсталости остаются мутичными или же осваивают всего несколько слов.
  4. Мыслительные процессы замедленны, а зачастую и вовсе отсутствуют. Возможности переноса, обобщения и анализа очень низкие, новые знания усваиваются в низком темпе и объеме, причинно-следственные связи формируются на низком уровне, а присвоение опыта затруднено.
  5. Эмоционально-волевая сфера нестабильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин, чувства умственно отсталых детей и взрослых неадекватны внешним причинам. Нередко подростки и взрослые с умственной отсталостью остаются по степени своего эмоционального развития на уровне детей дошкольного возраста. Чем серьезнее интеллектуальное отставание, тем менее дифференцированы переживания и более примитивны эмоции.
  6. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная, а вхождение в каждое новое задание требует много времени и многочисленных повторов.
  7. Мнестические функции (возможность запоминать и воспроизводить информацию) нарушены: детям сложно запоминать слуховую и зрительную информацию, вспоминать что-либо целенаправленно, использовать накопленный ранее опыт.
  8. Внимание неустойчиво, его объем снижен, детям с интеллектуальными нарушениями сложно сосредоточиться на чем-либо произвольно.
Умственная отсталость неизлечима, убрать этот диагноз (при условии, что он поставлен верно) невозможно. Но это не значит, что дети с диагнозом «умственная отсталость» необучаемы и не нуждаются в правильно выстроенной программе коррекции.
В зависимости от степени снижения уровня интеллекта у детей различают три степени умственной отсталости: легкая, умеренная и глубокая.
  • При легкой степени внешнее поведение таких детей не отличается от сверстников. Обучение проходит с трудностями, так как внимание и память снижены. Дети с легкой степенью интеллектуального отставания зависимы от родителей, их общение с окружающими затруднено. Однако повзрослев, некоторые молодые люди с легкой умственной отсталостью могут освоить простые профессии, работать и жить самостоятельно.
  • Дети с умственной отсталостью умеренной степени могут обучиться простейшим навыкам, научиться коммуницировать, самостоятельно обслуживать себя и удерживаться в знакомой простой деятельности.
  • Обучение детей с тяжелой умственной отсталостью чему-то новому представляет огромную сложность. Их эмоциональная сфера примитивна, проявление эмоций сводится к двум состояниям – неудовлетворенность и удовлетворение. Логическое мышление отсутствует. Речь также отсутствует практически полностью, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная. Нередко подобная степень умственной отсталости сопровождается деформациями черепа, парезами, параличом и патологиями скелета. Такие дети нуждаются в постоянном сопровождении.
При работе с детьми с интеллектуальным отставанием важно правильно обозначить цели и адекватно оценить возможности и ресурсы каждого ребенка.
Основная работа должна быть направлена не только и не столько на усвоение академических навыков, сколько на формирование бытовых умений, на социализацию в кругу сверстников, на развитие самостоятельности и продуктивной коммуникации.
Работа специалистов интенсива в Романово с детьми с интеллектуальными нарушениями основана на мнении Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу».
Сочетание методов, применяемых на курсе интенсивной реабилитации, воздействует на все нарушенные сферы и функции ребенка и помогает актуализировать его возможности для продвижения вперед.
Следите за нами ВКонтакте!
Error get alias
Все фотографии защищены авторским правом. Копирование материалов допускается только с разрешения администрации проектов.