Особенности сенсорных систем, безусловно, отражаются на поведении. И, наблюдая за ребенком, мы можем предположить, какие нарушения у него сейчас присутствуют. К примеру, если, войдя в многолюдное помещение, ребенок кричит и закрывает уши, мы подумаем о слуховой гиперчувствительности; если постоянно бегает по кругу и часами качается на качелях – о гипочувствительности и поиске ощущений в вестибулярном канале. Но не всегда картина бывает столь очевидной. Порой совершенно непонятно, почему, к примеру, при входе в помещение у ребенка начинается плач и даже истерика. На наш взгляд, никаких особых раздражителей нет. Но человека может перегружать свет люминисцентной лампы, который он воспринимает как постоянное мигание, или звуки, которым мы не придаем значения (шум работающего холодильника, проезжающей за окном машины). И нужно быть очень внимательным, чтобы предугадать и по возможности блокировать или смягчить действие этих факторов. Одно и то же поведение может свидетельствовать о нарушениях в разных сенсорных каналах. Например, то, что ребенок постоянно постукивает по поверхностям, может характеризовать и тактильную гипочувстсвительность, и нарушение зрительного восприятия (человек таким образом получает представление о предмете). Сенсорные особенности существенно затрудняют жизнь человека, приводят к частым перегрузкам, сенсорному истощению в условиях повседневной жизни. Что же с этим делать? • Надо принять, что это свойство данного человека, которое, вероятно, сохранится у него всю жизнь, и отнестись к этому с пониманием. • По возможности устранить действие перегружающего фактора (вывести ребенка из шумного помещения) • Адаптировать среду к особенностям человека (заменить люминисцентные лампы на обычные, обеспечить шумоизоляцию и т.п.). Но это возможно не всегда и в ограниченном пространстве. • Попытаться защитить сенсорные системы (предложить шумопоглощающие наушники, очки с темными или спектральными линзами, кепку с длинным козырьком). • Предложить социально приемлемую форму насыщения сенсорного канала («сенсорную коробку», «антистресс для рук», жевание жвачки, катание на аттракционах, самокате, велосипеде, глубокое проминание и т.п.) • Возможна десенсебилизация. Например, в канале тактильной чувствительности – аккуратно, постепенно адаптировать ребенка к восприятию определенных текстур (песок, глина и т.п.)